«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК УЧАСТВУЕТ В СОЗДАНИИ
ПРОЕКТА, КАКОВА ВАША РОЛЬ?»
Участие
в проектной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя.
Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако
задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, ее этапов,
требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым
к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью.
Помните: вы играете роль источника информации наравне с такими, как
книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:
1. Что такое метод проектов?
2. Каковы этапы выполнения учебного проекта?
3. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта? Кроме
того, в приложениях вы найдете примерные темы проектов в начальной
школе; возможные результаты (как принято говорить, «выходы») ной
деятельности младших школьников; советы по подготовке проекта к презентации.
1. Что такое метод проектов?
( немного теории)
- Метод проектов - совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие ученые и методисты из разных стран.
- Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
- Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, использования разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных предметов, а также различных областей науки, технологии и творчества.
- Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка; конкретный результат, готовый к внедрению.
- Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.
2. Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
- выбор темы и задачи проекта;
- выдвижение первоначальных идей;
- выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; непосредственную реализацию проекта;
- оценку и самооценку проекта;
- презентацию проекта.
3. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?
Этапы и подэтапы проектной деятельности
|
Возможные воздействия родителей
|
Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея
|
Помогите
ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе
бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце.
Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем
больше выбор
|
Выбирается и формулируется тема проектной работы
|
Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор
|
Формулируется задача проекта
|
Может потребоваться помощь в правильной формулировке
|
Разрабатываются планы и структура выполнения проекта
|
Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка
|
Определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности
|
Возможно, потребуется корректировка плана проектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка
|
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта
|
Прикиньте возможные выходы с ребенком
|
Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения
|
Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой
|
Составляются программа и календарный план выполнения работ
|
Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана
|
Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы
|
Может потребоваться разъяснение обязанностей
|
Изучаются источники и литература по теме проекта
|
Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта
|
Собирается и обрабатывается информация по проблеме
|
Посодействуйте
в нахождении разнообразных источников информации. Источниками
информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет
|
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной работы
|
Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль
|
Оформляются результаты работы, и готовится отчет
|
Подскажите основные правила оформления документов
|
Проект готовится к презентации
|
Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением
|
Проводится публичная презентация проектной работы
|
Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им
|
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода
|
Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому
|
Оценивается работа проектной группы в целом и каждого участника в частности
|
Воспользуйтесь приложениями
|
4. Заключение
В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:
- консультирует;
- отслеживает выполнение плана;
- решает оперативные вопросы;
- помогает в предварительной оценке проекта;
- участвует в подготовке презентации;
- обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо - ваш ребенок! Вы являетесь только помощником консультантом (по запросу)/ техническим секретарем проекта!
После
выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы,
определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной
деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки.
Целесообразно также оценить вклад каждого члена группы в копилку общего
успеха. Такое обсуждение будет проводиться в классе, однако обсуждение
итогов работы с родителем, с одной стороны, послужит сближению
родителей и ребенка, с другой стороны, положительно повлияет на
самооценку ребенка, будет способствовать развитию его уверенности,
самосознания. Проведение репетиции самоанализа поможет на презентации.
ПАМЯТКА ПО
ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
- Тема. То, что нужно исследовать.
- Проблема. То, что требует решения.
- Цель. То, что надо достичь (результат).
- Задачи. То, что нужно решить для достижения результата (цели).
- Актуальность. Очень важное и значимое в данный момент.
- Гипотеза. Догадка (предположение, которое надо подтвердить или опровергнуть
- Краткий план исследования
- Анкетирование.
- Поэтапное исследование с фото, детальная работа.
- Вывод-итог (подтверждение или опровержение гипотезы, достижение целей и поставленных задач)
Комментариев нет:
Отправить комментарий