Проектно-исследовательская деятельность

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК УЧАСТВУЕТ В СОЗДАНИИ
ПРОЕКТА, КАКОВА ВАША РОЛЬ?»
Участие в проектной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность учени­ка, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть гото­вым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника инфор­мации предоставляется ребенку!
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:
1. Что такое метод проектов?
2. Каковы этапы выполнения учебного проекта?
3. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта? Кроме того, в приложениях вы найдете примерные темы проектов в начальной школе; возможные результаты (как принято говорить, «выходы») ной деятельности младших школьников; советы по подготовке проекта к презентации.
1. Что такое метод проектов?
( немного теории)
  •     Метод проектов - совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие ученые и методисты из разных стран.
  •     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
  •     Метод  проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы, использования разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из  различных учебных предметов, а также различных областей науки, технологии и творчества.
  •  Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка; конкретный результат, готовый к внедрению.
  •  Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.
2. Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Выполнение  проекта  предусматривает несколько последовательных этапов:
  •      выбор темы и задачи проекта;
  •     выдвижение первоначальных идей;
  •     выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности; непосредственную реализацию проекта;
  •      оценку и самооценку проекта;
  •        презентацию проекта.

3. Какова возможная роль родителя  на каждом этапе выполнения проекта?
Этапы и подэтапы проектной деятельности
Возможные воздействия родителей
Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея
Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор
Выбирается и формулируется тема проектной работы


Помогите выбрать лучшую идею и обосновать вы­бор

Формулируется задача проекта

Может потребоваться помощь в правильной фор­мулировке

Разрабатываются планы и структура выполнения проекта

Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка

Определяются сроки представления результатов (ко­нечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом ее актуальности

Возможно, потребуется корректировка плана про­ектной работы с учетом особенностей личного расписания ребенка

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта

Прикиньте возможные выходы с ребенком

Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения

Разбейте объем работ на небольшие части и оп­ределите срок выполнения каждой

Составляются программа и календарный план вы­полнения работ

Скорректируйте план с учетом личной занятости ребенка. Содействуйте выполнению этого плана

Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы



Может потребоваться разъяснение обязанностей

Изучаются источники и литература по теме проекта

Посодействуйте ребенку в передвижении до биб­лиотеки, обращайте его внимание в книжных мага­зинах на книги по теме проекта

Собирается и обрабатывается информация по про­блеме

Посодействуйте в нахождении разнообразных ис­точников информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, ин­тервью, а также книги и периодические издания, Интернет

Готовятся выводы, которые сопоставляются с зада­чами проектной работы

Может потребоваться помощь в подготовке выво­дов, грамматический и стилистический контроль

Оформляются результаты работы, и готовится отчет

Подскажите основные правила оформления доку­ментов

Проект готовится к презентации

Помогите провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением

Проводится публичная презентация проектной работы

Присутствуйте на защите. Поддержите ребенка, у вас есть повод гордиться им

Анализируется работа, проделанная в течение про­ектного периода

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому

Оценивается работа проектной группы в целом и ка­ждого участника в частности

Воспользуйтесь приложениями

4. Заключение
В ходе выполнения проекта  родитель может  выступать одно­временно в нескольких ролях:
  •       консультирует;
  •       отслеживает выполнение плана;
  •       решает оперативные вопросы;
  •       помогает в предварительной оценке проекта;
  •     участвует в подготовке презентации;
  •      обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и пи­тания.
Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо - ваш ребенок! Вы являетесь только помощником консультантом (по за­просу)/ техническим секретарем проекта!
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги ра­боты, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недос­татки. Целесообразно также оценить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха. Такое обсуждение будет проводиться в классе, однако обсуж­дение итогов работы с родителем, с одной стороны, послужит сближению ро­дителей и ребенка, с другой стороны, положительно повлияет на самооценку ребенка, будет способствовать развитию его уверенности, самосознания. Про­ведение репетиции самоанализа поможет на презентации.



ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА


  • Тема. То, что нужно исследовать.  
  • Проблема. То, что требует решения.  
  • Цель. То, что надо достичь (результат).
  • Задачи. То, что нужно решить для достижения результата (цели). 
  • Актуальность. Очень важное и значимое в данный момент. 
  • Гипотеза. Догадка (предположение, которое надо подтвердить или опровергнуть
  • Краткий план исследования
  • Анкетирование.
  • Поэтапное исследование с фото, детальная работа.

  • Вывод-итог (подтверждение или опровержение гипотезы, достижение целей и поставленных задач)





Комментариев нет:

Отправить комментарий